Вторая городская открытая музыкально-теоретическая олимпиада завершилась в Минском государственном музыкальном колледже им. М. И. Глинки вечером 14 апреля. В ней поучаствовали более 400 ребят из Минска и регионов Беларуси. Что примечательно, на это состязание юных исполнителей и артистов ни один участник не принес свой музыкальный инструмент. Да и на сцену никому выходить не довелось. Блокнот, ручка и… бумажная клавиатура фортепиано — вот, пожалуй, и весь список разрешенных помощников. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала на олимпиаде.

Лариса Коваленок, член дирекции олимпиады и преподаватель музыкального колледжа, говорит, что не ожидали такого ажиотажа. Первое состязание прошло с меньшим размахом. Раза в четыре.

— А сейчас к нам приехали 406 участников. Многие из столичных детских школ искусств, а также из Гомеля, Могилева, Кобрина… — замечает Л. Коваленок.

Для ребят подготовили задания по сольфеджио, теории музыки и музыкальной литературе.

Не секрет, что эти дисциплины не самые популярные у детей, они считают их скучными. Наша задача — сделать их интересными. Ведь благодаря таким предметам у ребят развивается особое мышление. Мы воспитываем в них музыкальных интеллектуалов, — подчеркивает преподаватель.

Например, им предложили решить музыкальный ребус или составить из кусочков мелодию. Малыши из начальной школы участвовали в испытаниях группами, а те, кто постарше — индивидуально. Задания по сольфеджио призваны проверить слуховые качества учащегося. Не важно, каким музыкальным инструментом он овладевает — скрипкой или гитарой — должен развивать музыкальный слух.

Мы ждем, что к нам придут хорошие, подготовленные абитуриенты, — рассуждает Л. Коваленок. И стараемся заинтересовать их развиваться в музыкальном русле. Сегодня профессиональное знакомство ребенка с музыкой начинается с 6-летнего возраста, когда родители приводят его в школу искусств. В общеобразовательных учреждениях этот предмет преподается только в начальных классах. А ранее он был в расписании вплоть до 7-го. Понимаете, когда человек занимается музыкой, в его голову не приходят асоциальные мысли. То, что такое количество детей откликнулось на олимпиаду, для нас хороший знак.

В Гобеленовом зале колледжа несколько команд из 6–7-леток пытаются отгадать жанр только что прозвучавшего произведения. Они внимательно вслушиваются в мелодию, а когда она замолкает, начинают шептаться с соратниками.

Лично я из шести прозвучавших произведений смогла определить жанр у двух. Это были марш и вальс. Дети отгадали все!

Потом юным музыкантам предложили задание по ритмослогам.

На нотном стане — головки от ноток. Нужно его дополнить, добавив ритм, — поясняет один из членов жюри олимпиады. Для детей играют оригинальную мелодию на фортепиано, после чего малыши шепотом пытаются воспроизвести различные длительности нот.

Еще одно задание — сложить на скорость пазл, на котором изображен музыкальный инструмент.

Покидаем зал и заходим в соседний кабинет. Там тишина. Старшие ребята индивидуально выполняют задания по теории музыки. Замечаю, что у некоторых на партах — бумажная клавиатура фортепиано. И они водят по ней пальцами, пытаясь сыграть беззвучную мелодию.

Это очень хорошо! У них мышление формируется в синтезе с работой на инструменте, — поясняет Людмила Авсиевич, преподаватель музыкально-теоретических предметов в колледже.

Оказывается, перед ребятами не просто модель расположения клавиш, а целая музыкальная система, звукоряд. И на каком бы инструменте ни учился играть ребенок, с фортепиано он знакомится в любом случае.

В холле гимназии знакомимся с Варварой Колядой. Девочке 13 лет, учится в детской музыкальной школе искусств № 17. Играет на фортепиано, занимается хором и вокалом. Она из семьи потомственных музыкантов. Поэтому по-другому быть и не могло, смеется Варвара. На олимпиаде она писала музыкальный диктант, то есть отражала в тетрадке ноты на слух. Мелодия, которую играли для «диктовки», ей понравилась, говорит, в ней были разные ритмичные фигуры. Однако результатом не сильно довольна. Мол, девочки — соседки по парте справились лучше.

Музыка помогает бороться со стрессом. Ее выбирают под настроение. Например, мой любимый композитор Фридерик Шопен. Если есть необходимость выплеснуть эмоции, можно послушать рок, — советует Варвара.

Фото Павла Русака

Новость предоставлена — Агентство «Минск-Новости»