Имена ликвидаторов на карте, вечная память в камне и храмах. Как в столице чтут память о пострадавших от Чернобыля, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

 

Их именами

26 апреля 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошла авария, приведшая к взрыву реактора. Начался пожар.

Первыми, кто прибыли на место катастрофы и стали бороться с распространением огня, были пожарные самостоятельной военизированной пожарной части № 6 (СВПЧ-6) из Припяти. Они тут же бросились на крышу машинного зала, соединявшего все четыре энергоблока станции. По ней огонь мог распространиться на еще уцелевший и расположенный ближе всего 3-й реактор. Шестеро пожарных в стандартной экипировке боролись с известным им противником – огнем. Вот их имена: Виктор Кибенок, Владимир Правик, Николай Титенок, Владимир Тишура, Николай Ващук и белорус Василий Игнатенко. Тогда они не думали о невидимой угрозе, исходившей от пылающего разрушенного 4-го реактора. На крыше машинного зала они провели всего минут 20. Но этого хватило, чтобы получить запредельные дозы радиации.

Прибывшие на подмогу товарищи вывезли их со станции в бессознательном состоянии.

Шестерых пожарных пытались спасти. Срочно переправили в Москву на лечение, за их жизни боролись лучшие доктора Советского Союза… Однако полученные дозы радиации во время работ на крыше машинного зала были смертельны. Например, Василий Игнатенко получил дозу в 1 600 рентген! Все они умерли в мае 1986 г. Позже их назовут «Шеренга № 1».

Именем отважного белоруса-ликвидатора названа одна из улиц столицы. Ежегодно 26 апреля в день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах у дома № 4 на ул. Игнатенко проходят траурные мероприятия. У мемориальной доски героя собираются сотрудники МЧС и юные спасатели, возлагают цветы, вспоминают подвиг «Шеренги № 1» и всех тех, кто участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В Первомайском районе неподалеку от ул. Героев 120-й дивизии расположена еще одна улица столицы, названная в честь ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС. Это ул. Водолажского.

Если первые ликвидаторы 26 апреля 1986 г. не думали о радиации, то вскоре о ней стали открыто говорить. Ликвидаторов отправляли обратно домой после того, как они наберут дозу в 25 рентген. Но нашлись те смельчаки, кто отказался покидать место катастрофы, даже получив эту дозу. Таким был руководитель сводной оперативной группы вертолетчиков полковник Василий Водолажский. Он прекрасно понимал, что вертолетчики получали предельно допустимую дозу в кратчайшие сроки. Они летали над разрушенным реактором, где «фонило» больше всего. Водолажский не остался на земле, хотя мог координировать действия подчиненных из штаба на безопасном удалении от ЧАЭС. Вместо этого полковник Водолажский совершил 120 вылетов к месту катастрофы на вертолете Ми-6. Сбросил на реактор около 300 т специальных смесей. Василий Александрович руководил вертолетчиками во время ликвидации аварии на ЧАЭС три месяца. За это время он получил втрое большую максимально допустимой дозу облучения. Это не прошло бесследно. В октябре 1988 г. его уволили из рядов Вооруженных Сил СССР по состоянию здоровья. Пытались лечить в Москве, но безрезультатно. Василий Александрович вернулся домой в Минск, где он жил с 1982 г. 18 июня 1992 г. героя не стало.

17 февраля 1995 г. за мужество и героизм, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, полковнику Василию Водолажскому посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

На доме № 2 на ул. Садовой, рядом с улицей имени героя-ликвидатора, установлена мемориальная доска: «В этом доме с 1982 по 1992 г. жил Водолажский Василий Александрович, полковник, военный летчик I класса, один из первых ликвидаторов аварии на ЧАЭС, Герой Российской Федерации (посмертно)».

 

Молитва

Чернобыльская трагедия всколыхнула не только Советский Союз, но и весь мир. Воспоминания о ней были свежи в памяти тысяч ликвидаторов и тех, кто вынужден был покинуть свои дома и переселиться. Одним из первых памятников, посвященных аварии на Чернобыльской АЭС, стал установленный в парке Дружбы народов к 5-й годовщине трагедии памятный знак «Ахвярам Чарнобыля». Так в Минске появилось место народной памяти. Многие, кто приходил к нему, читали молитвы в память о жертвах катастрофы. Не удивительно, что в обществе появился запрос на возведение храма на намоленном месте. Конечно, можно было поехать и помолиться на территории строящегося храмового комплекса на ул. Притыцкого. Ведь он так же связан с Чернобыльской трагедией. Чин освящения закладного камня будущего собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершен 26 апреля 1991 г. Правда, в начале 1990-х богослужения там проводили в армейской брезентовой палатке. Хотелось небольшую церковь в самом парке.

В 1995 г. по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), Патриаршего Экзарха всея Беларуси, началось строительство часовни в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в память подвига ликвидаторов и жертв аварии на Чернобыльской АЭС.

26 апреля 1996 г., в день 10-летия аварии на Чернобыльской АЭС, митрополит Филарет и Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко осуществили закладку памятной капсулы с завещанием потомкам в алтарную апсиду строящейся часовни.

Ровно через 2 года в 12-ю годовщину аварии на ЧАЭС митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин освящения новопостроенного храма.

Еще одним символом ядерных катастроф стал мемориальный знак «Камень мира Хиросимы», установленный в 2007 г. около знака «Ахвярам Чарнобыля». Этот камень из японского города Хиросимы, который 6 августа 1945 г. был разрушен американской атомной бомбой. В 200 метрах от эпицентра ядерного взрыва нашли 200 таких камней. Жители города собрали камни, на каждом выбили образ богини мира. Их стали устанавливать в разных странах мира.

Еще одним напоминанием о Чернобыльской трагедии в столице служит мемориальная доска в крипте Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Ее установили в 30-ю годовщину трагедии.